Для особых читателей

Праздникотерапия, или терапия радостью, — это возможность окунуться в детство и расслабиться, выплеснуть свои эмоции. Праздникотерапия предполагает активное участие всех участников в процессе праздника. 

Редактор журнала Игорь Увенчиков считает, что праздникотерапия — это, прежде всего, человеческое отношение ко всем окружающим, друг к другу, к самим себе. Когда где-то в разговоре произносишь термин «праздникотерапия», окружающим кажется, что речь пойдет о больных детишках, которых будут развлекать клоуны. Нет, понятие «праздникотерапия» намного глубже и шире. 

Здоровым людям тоже нужна защитная терапия — от окружающей агрессивной среды, от нетерпения, злобы, а порой и открытой ненависти? Нужны положительные эмоции, радость и обычное человеческое счастье? А где позитивные эмоции, там и здоровье. 

Праздникотерапия — это лекарство, которое необходимо прописывать всем подряд и особенно детям, которые по каким-то причинам имеют трудности общения с окружающим миром. Для таких детей участие в праздничном действии дает возможность сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта. 

Праздники помогают детям (семьям с детьми) с ограниченными возможностями, детям из «неблагополучных» социальных групп выйти из изоляции, завести новых друзей, радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах и с оптимизмом смотреть в будущее. 

Цель программы: социализация ребёнка через участие в праздничных мероприятиях. 

Задачи программы: 

  • Организация полноценного досуга для детей (семей с детьми) с ограниченными возможностями, детей из «неблагополучных» социальных групп. 
  • Оказание помощи и поддержки детям (семьям), оказавшимся в сложной жизненной ситуации (формирование духовных потребностей, побуждение к социальной самореализации личности, способствование их адаптации в обществе, помощь в реализации права на участие в культурной жизни общества, предоставление доступа к культурным ценностям). 
  • Разработать и апробировать новые формы и технологии в системе досуговой деятельности. 
  • Профилактика вредных привычек и негативных явлений среди детей и молодежи посредством вовлечения в досуговую деятельность. 

Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, «трудные подростки», дети-сироты и другие «неблагополучные» социальные группы. 

Основные методы/формы реализации программы: праздничные программы. 

Срок реализации программы: 2014–2020 гг. 

Руководитель программы: Сапожникова Елена Евгеньевна, заведующий отделом организации досуга и координации массовой работы. 

Тел. для справок: +7 (3842) 36-72-97. 

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы усилила внимание государства и общества к проблемам детей-инвалидов. В этих условиях возрастает роль библиотеки как социального института, способного помочь детям с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — особая категория, недуг которых ведет к их изоляции от общества, затрудняя физическое, психическое, личностное развитие. Дети с проблемами здоровья изолированы в мире себе подобных, где всё приспособлено к дефекту ребенка, что ведет к низкой социальной адаптации, коммуникативным трудностям, замкнутости. Библиотека — единственное бесплатное учреждение культуры, досуга и неформального общения подрастающего поколения, которая способна посредством книги, чтения содействовать процессу социальной адаптации детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Благодаря применению средств артпедагогики дети с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в художественно-творческой деятельности, общаются с окружающим миром, адаптируются. Библиотека становится доступной средой для данной категории детей.

Цель программы: включение в библиотечное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья через творчество путем использования арт-педагогических средств: библиотерапии, изотерапии, игротерапии, ритмических, двигательных упражнений.

Задачи программы:

  • содействие общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение коммуникативных навыков у детей;
  • организация социально полезного и развивающего досуга для особых детей и их родителей;
  • содействие развитию детей в атмосфере совместного семейного творчества;
  • продвижение и развитие библиотечных методов и приемов в развитии и воспитании детей с ОВЗ;
  • расширение доступа в библиотеку детям с ограниченными возможностями здоровья.

Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители.

Основные методы/формы реализации программы (арт-педагогические блоки):

  1. Игротерапия применяется как адаптированная игра с учетом особенностей и возможностей детей.
  2. Изотерапия реализуется в творческих мастерских, где дети вместе с родителями создают своими руками из безопасных для здоровья материалов работы творческого характера.
  3. Применяется вид библиотерапии — сказкотерапия: рассказывается (читается) сказка в доступной для детей форме с использованием наглядных средств: мягкие игрушки, настольный театр, пальчиковый театр, перчаточные куклы.
  4. Ритмические двигательные упражнения используются для снижения мышечного напряжения, физической и эмоциональной реабилитации.

Срок реализации программы: 2017–2021 гг.

Руководитель программы: Клеменищева Ксения Георгиевна, библиотекарь 1 категории отдела подросткового и молодежного чтения.

Тел. для справок: +7 (3842) 36-69-33. 

Сегодня библиотека обязана работать с детьми с ОВЗ, это обусловлено рядом положений нормативных документов (ФЗ «О библиотечном деле», Конституция РФ, Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014–2020 гг. и др.). Благодаря художественно-творческой деятельности, мастер-классам, ребята общаются с окружающим миром, адаптируются. Библиотека становится доступной средой для данной категории.

«Особые мастерские» — своеобразный семейный клуб, где собираются семьи — родители и их особые дети. Библиотекари и волонтеры проводят творческие мастер-классы, познавательные программы, направленные на развитие мелкой моторики рук, пальчиков.

Цель программы: включение в библиотечное пространство детей с ОВЗ через творческие мастер-классы.

Задачи программы:

  • содействие общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение коммуникативных навыков у детей;
  • организация социально полезного и развивающего досуга для особых детей и их родителей;
  • содействие развитию детей в атмосфере совместного семейного творчества;
  • продвижение и развитие библиотечных методов и приемов в развитии и воспитании детей с ОВЗ;
  • расширение доступа в библиотеку детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • мелкая моторика пальчиков детей.

Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Основные методы/формы реализации программы: мастер-классы абсолютно разные в техниках, по степени сложности: торцевание, бумагопластика, пластилинография, скрапбукинг, работа с фетром, тканями, гофрированной бумагой и др.

Партнеры Программы: сайт для родителей «КемДетки» (http://www.kemdetki.ru).

Срок реализации программы: 2013–2021 гг.

Руководитель программы: Клеменищева Ксения Георгиевна, библиотекарь 1 категории отдела подросткового и молодежного чтения.

Тел. для справок: +7 (3842) 36-69-33. 

Программа направлена на решение проблемы социальной адаптации ребёнка. Организуются выездные мероприятия в специализированные детские учреждения. Проводятся занятия с применением методик библиотерапии и арттерапии. Доступ к информационным ресурсам крайне ограничен, программа позволяет обеспечить этой категории детей равные возможности в получении информации, открывает новые возможности для интеллектуального и творческого развития.

Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста.

Цели программы:

  • предоставление равных возможностей в получении информации детям-инвалидам, не имеющим возможности общения и передвижения;
  • обеспечение элементарной социальной реабилитации путем приобщения к книге, полноценной культурной и духовной жизни.

Задачи программы:

  • Содействие развитию детей с ограниченными возможностями (развитие и коррекция в процессе чтения).
  • Побуждение к совместным действиям, общности целей, интересов родителей и детей с ограниченными возможностями.
  • Формирование навыков самостоятельности и социализации, конструктивного эмоционального самовыражения.

Основные методы/формы реализации программы:

Интегрированные занятия с элементами:

  • Изотерапии – реализуется в творческих занятиях, где дети реализуют свои возможности посредством рисования кистью, карандашами, руками.
  • Музыкотерапии – применяется на занятиях классическая музыка.
  • Библиотерапии – оформление выставок в классах, чтение сказок, стихотворений.

Партнеры программы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101».

Срок реализации программы: 2017–2021 гг.

Руководитель программы: Серкова Оксана Владимировна, ведущий библиотекарь отдела обслуживания детей и молодежи.

Тел. для справок: +7 (3842) 35-19-43. 

Студия творчества «Тимошка» работает в библиотеке в рамках партнерского проекта «Добрые выходные», реализуемого с привлечение волонтеров. Основные участники проекта - дети с ограниченными возможностями здоровья. Возраст участников – от 6 лет.

Для участников студии проводятся: мастер-классы, творческие занятия, интерактивные спектакли и фольклорно-игровые программы.

Основная цель проекта – помочь детям легче адаптироваться в обществе

На наших занятиях дети могут творить, придумывать, делиться радостью и оптимизмом, обмениваться своими идеями с друзьями, достигать важные навыки и открывать в себе удивительные способности. Благодаря необычным заданиям у детей развивается воображение, абстрактное и образное мышление. Участники используют непривычные материалы для создания объемных композиций, осваивают разные техники, учатся фантазировать и обсуждать идеи с другими членами клуба, свободно и открыто формулировать свои желания, выбирать необходимые материалы и инструменты для работы над воплощением замысла, а также к его результатам, развивать самостоятельность мышления и действий, любознательность и творческую активность.

Занятия проводятся сотрудниками библиотеки и Татьяной Тимофеевой, волонтером фонда «Детское сердце», «Службы лечебной педагогики» и кризисного центра «Катарсис».

Студия работает каждое воскресенье с 13.00 до 15.00.

Место проведения: г. Кемерово, ул. Арочная д.21а, 3 этаж (отдел творческого и эстетического развития).

Условия участия: занятие бесплатные.

Справки по телефону: +7 (3842) 36-46-42.

Информация о студии и расписание занятий