ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Slider

   

Творишь сам – поймешь автора

Оренбургова, Е. Творишь сам – поймешь автора / Екатерина Оренбургова. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2021. – №12. – С. 71-76.

Центральная детская библиотека г. Мурманска на протяжении многих лет  активно сотрудничает с филиалом средней  общеобразовательной школы №27, где обучаются дети  с ограниченными возможностями здоровья – в основном с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для детей проводятся внестационарные мероприятия  различной направленности: патриотические, экологические, правовые. Пристальное внимание уделяется библиотекарями продвижению книги. Чтобы формировать у младших школьников интерес к литературе и развивать желание делиться своими впечатлениями, семь лет назад библиотекарями была создана программа  занятий «ВнеКЛАССное  чтение».

Программа составлена с учётом особенностей детей, обучающихся в филиале СОШ №27, и рассчитана на три года, а именно – на учеников 2-4-х классов. Ориентируясь на книжный фонд, сотрудники библиотеки совместно с педагогом остановились на небольших по объёму произведениях: стихах, рассказах, сказках, повестях – лучших образцах детской зарубежной и отечественной литературы – как классической, так и современной. Определённый ряд требований был и к полиграфическому оформлению отобранных изданий: для работы по программе использовались тонкие издания, небольшого формата, с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом.

Программа занятий  «ВнеКЛАССное чтение» состоит из нескольких блоков. Первый  «Занимательное стиховедение» направлен на укрепление интереса детей к поэзии, развитие чувства ритма, стимулирование к творчеству и игре воображения. На занятиях детей знакомят с творчеством Валентина Берестова, Генриха Сапгира, Михаила Яснова и д.р.

Второй блок «Начитается рассказ», по задумке авторов программы, должен упрочить знания о жанровых особенностях этого рода повествования. В ходе занятий дети читают о природе, о животных, о своих сверстниках. В  подборке представлены книги Евгения Чарушина, Веры Чаплиной, Георгия Скребицкого, Михаила Зощенко и др.

При знакомстве с третьим блоком «Жила-была сказка» дети младшего возраста изучают, в основном, авторские произведения: Шарля Перро, Бориса Заходера, Григория Остера, Андрея Усачёва. Учащиеся четвертого класса  читают отрывки  из сказочных повестей, таких как «Дядя Фёдор, пёс и кот» Эдуарда Успенского, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен, «Праздник непослушания» Сергея Михалкова.

Программа занятий дополнена подборкой литературному краеведению «В краю белого снега и белого дня».

Часть программы, посвящённая классике, остаётся неизменной, та же часть, что посвящена современным авторам – трансформируется, ведь в современной детской литературе постоянно появляются новые имена, заслуживающие внимания; издаются книги, о которых, по мнению создателей программы,  нужно рассказать учащимся.

Занятия по программе проходят один раз в неделю на территории филиала СОШ №27 – в кабинете, оснащённом мультимедийным оборудованием. Количество учащихся, как правило, не превышает шести-восьми человек, что позволяет обеспечить книгой каждого. Библиотекарь приносит на урок издания и оставляет в классе. На их изучение дается неделя. Этого времени хватает всем, даже тем детям, кто читает по слогам.

Формы используются различные: декламации, беседы, обсуждения, инсценировки и др.  Дети особенно любят задания «Доскажи словечко», «Поймай рифму», «Бюро находок». Каждая встреча сопровождается  аудиовизуальными и мультимедийными материалами. Обязательно включается в канву занятия творческая часть. Некоторые творческие задания – индивидуальные, а другая – требует групповой работы.

В конце каждого года обучения для детей устраивается большой праздник «По страницам прочитанных книг». Сотрудники Центральной детской библиотеки пишут сценарий, включая в него  игры и задания по изученным ранее произведениям.

Библиотекари отмечают, что программа успешно реализуется  благодаря одинаковой заинтересованности и включенности в процесс как библиотечных специалистов, так и учителей.

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Войти с помощью

Наши проекты

Школа цифровой грамотности

 

 

Актуальные конкурсы

Наши партнеры

Slider