Еналиев, Р. Решим задание на «пять» / Роман Еналиев. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2020. – №1. – С. 77-79.
Среди читателей Астраханской библиотеки-центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению всего десять процентов от общего числа владеют шрифтом Брайля. В то же время, система Брайля остаётся единственным универсальным инструментом, позволяющим читать и писать людям без зрения.
Для привлечения внимания к проблеме обучения чтению по данной системе в библиотеке создан детский тактильный центр. Его задача – консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и реабилитации детей с нарушениями зрения.
В целях пропаганды изучения шрифта Брайля библиотека – центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению реализует ряд проектов, которые зарекомендовали себя как важные составляющие в работе по обучению грамотности.
В 2017 г. библиотека-центр совместно с учителем начальной школы ГБПОУ АО «Астраханский губернаторский техникум» издали адаптированное пособие «Помогайка» по русскому языку для младших школьников, обучающихся по программе III-IV видов.
В справочнике представлена система сведений по русскому языку и речи за курс начальной школы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Справочник доступен как слабовидящим, так и слепым детям. Текст в нём дублируется плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами. Издание призвано помочь младшим школьникам по освоению программного курса русского языка при выполнении самостоятельных и домашних заданий, а также оказать помощь родителям при совместной работе с детьми.
В планах библиотеки – продолжить работу по выпуску справочной брайлевской литературы. И первый на очереди – выпуск пособия по русскому языку с тем же названием «Помогайка», но для старшеклассников, а также справочника по математике для начальной школы.
Учебно-наглядное пособие «Лента букв» необходимо для обучения грамоте слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Укрупнённые буквы в пособии способствуют раннему формированию образа каждой литеры.
Результатом реализации проекта «Детский тактильный центр» стало создание ещё одного пособия – «Укрупненное брайлевское шеститочие». Оно предназначено для изучения букв при чтении и письме и представляет собой две пластины, выполненные из дерева. В одной из них сделаны отверстия круглой формы, в которые вставляются деревянные цилиндрики (точки). Цилиндрики возвышаются над пластиной. Ребёнок может без труда нащупать букву или самостоятельно составить эту букву путем вкладывания цилиндриков в отверстие пластины.
Все перечисленные пособия пользуются популярностью как у детей, так и у их родителей.